ПРОЗÆ

 

 

Адæймаг
Аргъау

Æвзаг
Барад
Дзырдуат

Дин

Зарæг
Зонад
Истори
Клуб

Медицинæ
Политикæ
Поэзи

Прозæ

Спорт

Этнографи

Юмор



Дигоронау
Радио

 

 

Скæнæг – Тменаты Дзерассæ
Составитель
Тменова Дзерасса

ИРОН АДÆМЫ УЫЦИ-УЫЦИТÆ
АЛАНСКИЕ НАРОДНЫЕ ЗАГАДКИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Посвящаю моим детям
Алине и Георгию.

         Загадки – один из древнейших жанров фольклора.
        
Осетинские загадки (уыци-уыцитæ) впервые стали собираться просветителями В. Цораевым и Д. Чонкадзе, а в 1868 году были опубликованы академиком А.Шифнером1.
        
В.Ф.Миллер, побывав в Осетии, тоже собрал небольшое количество загадок и впоследствии опубликовал их в III-ей части "Осетинских этюдов"2.
        
В начале ХХ века опубликован небольшой сборник "Осетинских пословиц и загадок"3. Загадки печатались в книгах по начальному чтению в осетинских школах. Как ценный материал для интеллектуального развития были широко использованы С. Мамитовым4 и Г. Гуриевым5.
        
Отдельно загадки не издавались.
         В 1961 году вышел в свет двухтомник "Осетинское народное творчество"6, составитель З.М. Салагаева. Во II-ой том этого издания было включено 146 осетинских загадок. Составитель впервые использовала классификацию и распределила по темам собранный ею материал.
        
Позднее в Москве были изданы "Осетинские (дигорские) народные изречения", собранные профессором Г.А.Дзагуровым7. Он тоже систематизировал собранные загадки, среди которых оригинальные и уже известные ранее.
        
Загадки появлялись в печати, но их изучением долго никто не занимался, и только в 1993 году З.Б. Цаллагова восполнила этот пробел – опубликовала книгу8, в которой характеризует теоретические основы жанрового деления народной афористики, анализирует поэтическую структуру этих жанров.
        
Что же послужило поводом для появления загадок? Мнения фольклористов по этому вопросу не однозначны. Одни ученые склонны связывать их с основным ритуалом года, воспроизводящим ситуацию сотворения вселенной9, другие со стремлением человека к игре10, а третьи с тайной, условной речью охотников, рыбаков11.
        
Мы склонны придерживаться мнения о том, что корни зарождения загадок уходят к тайной речи, а уже потом они стали игрой.
         В некоторых загадках еще сохранились слова тайной речи:
         (
æстдæссион (восемнадцатирогий) саг (олень),
        
халхуартæ (травоядные) – фос (скот),
        
хæйрæджы къах (нога дьявола) – хъама (кинжал),
        
буркæрцджын (рыжая шубка) – рувас (лиса)).
        
Подтверждением того, что они использовались взрослыми, может быть и другой фольклорный материал.
         Те, кто читал нартские сказания, помнят эпизод с пленением Урызмага. Сидит Урызмаг в башне черноморского алдара, закованный в тяжелые колодки. Стал думать, как же ему вызволиться, и придумал такую хитрость.
         "Когда приедете, скажите нартам, что попал Урызмаг в плен к царю черноморскому и просит прислать за него выкуп: сто раз по сто однорогих быков, сто раз по сто двурогих быков, сто раз по сто трехрогих быков, сто раз по сто четырехрогих быков, сто раз по сто пятирогих быков. Пусть одного черного быка и одного бурого погонят нарты впереди стада. Эти два быка укажут им сюда самый верный путь. Если же заупрямятся эти быки, пусть отрубят голову черному быку и голову его повесят бурому быку на шею, и тогда он приведет их сюда"12.
        
Отправились гонцы в Страну Нартов и поведали о просьбе Урызмага. Нарты долго думали, но ничего не могли придумать и позвали Сатану. Благодаря ее умению распутывать речевые хитросплетения, смысл тайных слов был разгадан, и старый Урызмаг был спасен.
         Загадки широко использовались в сказках, легендах, преданиях. Они применялись при проверке мудрости и смекалки жениха, а иногда и невесты. От отгадки порой зависела судьба человека или она служила просто игрой – соревнованием.
         Произведения фольклора рождались в крестьянской среде, и загадки не были исключением. В их основе быт и труд простого народа. И ни один жанр устного народного творчества не имеет в таком количестве этнографического материала, как загадки. Здесь загадки об исчезнувших предметах (урундухъ – деревянная кровать, чъеури – молотильная доска, куыф – корзина для ношения навоза, мæнæуы къуту – амбар для зерна и т.д.). Однако репертуар обновляется: появляются загадки о новых предметах и явлениях.
        
Мы имеем загадки о тракторе, радио, самолете. Не долго придется ждать загадок и о телевизоре, о роботе, о магнитофоне, о компьютере. Есть загадки об обрядах.
         В загадках отразились и отзвуки исторических событий. Это загадки об оружии, о башне, которые уводят нас в те неспокойные времена, когда осетины вынуждены были и ходить, и спать, и кушать при оружии.
         Много достоинств у этих небольших по объему, но художественно стройных выражений. Они клад для любого языковеда, для любого писателя и вообще для всякого, кто любит родную речь. Недаром они бытуют главным образом там, где воспитывают детей, чтобы им привить любовь к языку, научить их образно мыслить, развить их сообразительность, расширять кругозор.
         Загадка по формальным признакам похожа на пословицу. Только загадка изображает предмет или явление, пословица раскрывает суждения. В загадке содержится иносказание, в пословице объясняется.
         Загадки предусматривают двух исполнителей загадывающего и отгадывающего.
         В них велика роль общефольклорных художественных средств.
         Еще Аристотель дал определение загадки. Он назвал ее "хорошо составленной метафорой". Метафора, простая по своему языковому строению, но глубокая по содержанию. Она очень гибкая и это позволяет ей более ярко выступать, передавать подразумевающееся:

        
"Нæ гыццыл м
æсыг лыстæг дурæй амад"
         ("Наша маленькая башня плоским камнем выложена").

        
"Æхсирдзуккæ, хубарцæ " (диг.)
        
("Молочный сосок щетинист ").


        
Помимо традиционной метафорической иносказательности в загадках встречается иносказательность в форме
метонимий:

        
"Бын
æй кау, уæлейы фæйнæг"
        
("Снизу плетень, сверху доска").

        
Большое количество загадок построено по принципу воспроизведения отдельных признаков умалчивания предметов:

        
"Цъ
æх у, æмæ хæрæг нæу,
         Къ
æдзилджын у, æмæ булкъ нæу,
         Тугдзых у,
æмæ бирæгъ нæу,"
         ("Сер, но не осел,
         С хвостом, да не редька,
         Хищник, но не волк".).


        
Обычны в загадках разнообразные формы олицетворения. Они придают загадке особую поэтичность, создавая необычные картины, яркие образы, оживляя предметный мир.


        
æ фæсдуар лæугæ чындз "

        
("За нашей дверью стоящая невеста").


        
Предметную основу в загадках имеют эпитеты:


        
æ саухъуджы бын сырх род
"

        
("Под нашей черной коровой красный теленок")

         Эпитеты в загадках несут конкретные сведения о предметах и явлениях.
        
Олицетворение, метафора, эпитет, сравнение, метонимия, антитеза, гипербола, параллелизм, диалог – это все художественные средства, которые формируют поэтические особенности загадки.
         Композиционно загадка тоже неоднородна. Она начинается с вопроса "уыци-уыци" или "базон-базон" ("бацеу-бацеу" по-дигорски) букв.: "что это, что это?" и дальше текст загадки. Текст может быть прозаическим, может быть рифмованным.
         Делая перевод загадок, мы старались сохранить не только смысл, но и передать ритмический строй текста без искажения смысла.
         Сборник снабжен комментариями к разделам и отдельно к загадкам, где это было необходимо. Дан и словарь.


1. Приложение к ХIV тому Записок императорской Академии наук, №4, Спб., 1868, 
(Осетинские тексты, собранные Д. Чонкадзе и В. Цораевым).
2. Миллер В.Ф. Осетинские этюды, ч.III, М., 1887.
3. Ирон æмбисæндтæ æмæ уыци-уыцитæ. Владикавказ, 1900. 
4. Мамытты С. Сывæллæтты чиныг, I-II хæйттæ, Батум., 1908.
5.  Гуыриаты Г. Райдайæн чиныг. Дзæуджыхъæу., 1924.
6. Ирон адæмы сфæлдыстад, т. 2, Орджоникидзе, 1961.
7. Осетинские (дигорские) народные изречения, М., 1980.
8. Цаллагова З.Б. Афористические жанры осетинского фольклора. Владикавказ, 1993
9.  Топоров В,Н. О структуре некоторых архаических текстов, соотносимых с концепцией "мирового дерева", Труды по знаковым системам. Тарту., 1971.
10. Бенцин У. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991.
11. Аникин В.П. Загадки русского народа. МГУ, 1959.
12. Сказания о нартах .М., 1978, с.111.


Привожу пока только 20-ый раздел.
К каждой загадке имеются всплывающие подсказки – отгадки на двух языках. Чтобы их увидеть, просто наведите курсор мыши на слова «
базынд» и «отгадка». Но не торопитесь это делать – попытайтесь отгадать.

 

ХХ. ЛОГИКОН УЫЦИ-УЫЦИТÆ

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

         Загадки этого раздела являются своеобразной "живой арифметикой", совмещающей в себе развлечение и обучение.

955.
  Михтæ сты сагъд. Цъиутæ æртахтысты. Дыгæйттæй куы абадынц, уæд дзы иу мих уæлдай баззайы. Кæд иугæйттæй абадынц, уæд та дзы иу цъиуæн бынат нал вæййы.
Куыд ис уымæн уæвæн?

Колья высажены. Прилетели птички. Как сели попарно – один кол оказался лишним. Сели по одной – одного колышка не хватило.
Как это возможно?

базынд

отгадка

956. Еуемæн æ хуæздæр рамардæй æма рохсаг фæцæй, æма йибæл догъ уагъта, æма йимæ æртæ хуарз бæхгини æрцудæй, æма син загъта: "Тагъд уайдзинайтæ, æма уин фиццагæн фæстаги хай уодзæнæй æма уæд кутемæй уайдзинайтæ?" (диг.) У некоего (человека) умер любимый родич (царство ему небесное); человек решил устроить в его память скачки; и прибыли к нему три всадника на добрых конях, и он сказал им: ''Скачите во всю прыть, и тому, кто первым придет, достанется последний приз (букв.: Доля последнего); как вы поскачете?"

базынд

отгадка

957. Фондз дугъоны дугъ уадысты, раззаджы хай фæстаджы бæхæн æмбæлди; бæхтыл сбадтысты. "Гъæйт!" – сæ ничи зæгъы. Зæронд лæг сæм бацыди æмæ сеппæтæн цыдæр ныхас загъта. Уыдон æрхызтысты, бæхтыл та сбадтысты æмæ фæгъæйт кодтой.
Цы сын загъта зæронд лæг?
Пятеро всадников участвовало в скачках. Доля первого полагалась последнему. Сели верхом, но никто с места не трогается. Старик подошел к ним и что-то им тихо шепнул. Всадники сошли с коней, пересели и поскакали.
Что им сказал старик?

базынд

отгадка

958. Хъæугæрон обауы 11 рувасы скодтой 11 хуынчъы. Уалдзæджы сæ алчи дæр ныззади 11 лæппыны. Цуанон цуаны рацыд æмæ амардта рувæстæ, æрхаста сæ сæхимæ. Йæ ус сæ бахуыдта кæрцытæ йæ лæгæн æмæ йæхицæн. Алы кæрцыл дæр дзы ацыд 35 цармы.
Цал цармы ма дзы баззад æнæ 'внæлдæй?
На окраине села в кургане одиннадцать лисиц вырыли одиннадцать нор. Весною они вывели по одиннадцать лисят. Охотник пошел на охоту и убил всех, принес домой. Жена из шкур убитых лис сшила шубы себе и мужу, потратив на каждую шубу 35 шкур.
Сколько шкур осталось?

базынд

отгадка

959. Иу лæг зымæгон цæугæ доны иннæ фарсмæ ласта хос, зынг æмæ сæгъ, фæлæ дзы раздæр кæцы фæфалæ кодтаид, уый нæ зыдта. Афтæ йæ фæндыд, цæмæй сæгъ хос ма бахордтаид, цæмæй зынг хосыл ма сирвæзтаид, бирæгъ та сæгъ ма бахордтаид.
Куыд æгъдауæй сæ ис фæфалæ кæнæн æнæ знаггад, æнæ фыдбылыз æрцæугæйæ?
Одному человеку зимой через реку необходимо было переправить сено, козу и огонь, но он оказался в затруднительном положении: он хотел, чтоб, пока он будет переносить огонь, коза не осталась с сеном и не съела бы его. Если же он будет козу переправлять, то огонь может сжечь сено. Если он будет огонь и сено переправлять, коза будет без дозора и волк может ее съесть.
Как возможно все переправить и не понести ущерба?

базынд

отгадка

960. Иу лæг йæ фæндаг фæцыбыр кæныны тыххæй фæцæйцыд ногконд хуымыл, фæцæйхаста чыргъæд æд цъиутæ йæ иу къухы, йæ дæлармы – карк, йе 'ннæ къухæй хæцыд лæдзæгыл æмæ сæгъ цæмæй кодта, уыцы бæндæныл. Хуымы бæстастæу чыргъæдæй цалдæр цъиуы сгæпп кодта. Лæг фæцырд æмæ сæ уайтагъд рацахста æмæ та йæ фæндаг дарддæр дардта.
         Куыд æгъдауæй сарæхст, цæмæй йæ карк ма алыгъдаид, йæ сæгъ дæр мачердæм фæуыдаид, афтæмæй йæ цъиутæ æрæмбырд кæнын?
         Один мужчина, чтобы скоротать дорогу, решил пойти по свежевспаханной пашне. Он нес корзину с цыплятами, под мышкой была курочка, а другой рукой держал палку и веревку, которой вел козу. Посреди пашни из корзины выскочило несколько цыплят. Хозяин словчил и вмиг поймал цыплят и пошел дальше своей дорогой.
         Как он сумел сделать так, чтобы курочка не убежала, и коза не рванула никуда, и цыплят всех собрать?

базынд

отгадка

961. Тамани будури уадзефтауæни йес авд тегъон мæсуг И мæсугæн йæ алли фарси дæр йес къæразгæ. Алли къæразги дæр йес авд топпуадзæни. Алли æфсæддон дæр гъæуай кæнуй уадзефтауæн æма йеци къæрæзгитæй кæнуй изæрæй авд æхсти.
         Цал æхсти кæнунцæ уадзефтауæни гъæуайгæстæ алли изæр дæр?
(диг.)
         На Таманской равнине есть семиугольная боевая башня. На каждой из семи сторон имеется по окошку. Из каждого окошка выставлено семь стволов. Каждую сторону охраняет солдат и вечерами делает по семь выстрелов.
         Сколько вместе делается выстрелов каждый вечер из боевой башни?

базынд

отгадка

962. Нарты гуыппырсартæ дыууадæсæй ацыдысты цуаны æмæ сыл баталынг, æмæ уæд бахсæвиуат кодтой иу лæгæты. Арт бандзæрстой æмæ бонæй цы саг амардтой, уымæй физонджытæ акодтой. Хæрыныл æрбадтысты, фæлæ уалынджы банкъардтой сæ лæгæт цыма цæугæ кæны.
         Фыдæхсæв фесты. Бонырдæм æрсабыр сты.
         Райсом раджы хæстæг хъæуæй иу зæронд лæг сагоимæ рацыд, пыхсы къудзи йæ размæ фæци, сагойы фындзæй йыл фæхæст æмæ йæ фехста. Уый та уыди, нарты дыууадæс барæджы бонæй цуан кæм кодтой уыцы пыхс хъæд.
         Нарты гуыппырсартæ цонг сæстытæ, зæнг сæстытæ фесты.
         Зæронд лæг та сæ куыдзы æлгъыста: кæцæйдæр, кæрдæджы тау кæуыл фæхæцыд, адæймаджы ахæм уæн кæй æрбаласта.
         Уый та уыди зæронд лæджы чындз æнæбары цы уæйыджы амардта, уый уæн.
         Цæвиттон, чындз дыгъта къамбец æмæ къамбецы æртæаздзыд родмæ фæмæсты, йæ къæдзилæй йæ рацахста, галуаны сæрты йæ ныззыввыт кодта æмæ уæйыджы сæрыл сæмбæлд. Уæйыг фæмард; æмæ йын йæ мард куыйтæ бахсыдтой, йæ уæн та йын цæргæс ахаста. Иу ран сæгъы сыкъайыл æрынцад уæны дзидза æхсынгæ. Уæны стæг æхсыдæй уым ныууагъта æмæ йыл тау разад.
         Гъе, уыцы уæныл æрбынæтон кодтой нæртон цуанæттæ æд бæхтæ, уым уыд хъæддаг сырдтæ. Цымыдисаг куыд нæу: цымæ тыхджындæр æмæ егъаудæр чи уыд ам: зæронд лæг, чындз, куыдз, сæгъ, цæргæс æви уæйыг?
         Двенадцать нартских богатырей отправились на охоту. Охотились дотемна и потом заночевали в одной пещере. Они развели огонь и приготовили шашлыки из убитого ими еще днем оленя. Во время ужина они заметили, что их пещера движется. Ночь они провели тревожно. К утру все стало спокойно.
         Рано утром из соседнего села вышел старик с вилами в руках. Он увидел хворостины у гумна, взял вилы и ими выбросил куст хворостины, в котором охотились 12 нартских богатырей. Многие из них переломали себе кто руку, кто ногу. Старик же ругал голодную собаку-суку, которая грызла лопаточную часть человеческого тела, покрывшуюся растительностью.
         Короче говоря, этого великана случайно убила молодая невеста того самого старика. Она доила буйволиц, рассердилась на буйволенка-трехлетку, схватила его за хвост, швырнула через галуан. Случайно буйволенок упал на голову великана. Великан погиб. Его тело растаскали у опушки леса собаки, а лопаточную часть унес орел. Он присел на рог козла, обглодал поживу. Обглоданная кость со временем покрылась растительностью. Именно там обосновались 12 нартов со своими конями, там водились дикие звери.
         Любопытно: кто же сильнее и мощнее из перечисленных выше: старик, молодая невеста, собака, козел, орел или великан?

базынд

отгадка

963.  Лæг, бирæгъ, сæгъ æмæ къабускайы ахизын хъуыд фæйнæг хидыл. Лæгæн йæ бон у йемæ акæнын æрмæст иуы искæй (исты) – бирæгъ, сæгъ кæнæ къабуска.
Фарстæуы: куыд хъуамæ ахизой, цæмæй сæгъ ма бахæра къабуска, бирæгъ ма бахæра сæгъы?

 

Мужчине, волку, козе и капусте надо было переправиться через мост. Мужчина может взять с собой кого-то (что-то) одного – волка, козу или капусту. 
Спрашивается: как они могут переправиться, чтобы коза не съела капусту, волк – козу?

базынд

отгадка

964. Цыдысты æртæ барæджы. Фæндагыл федтой ноггуырд байраджы хуысгæйæ. Бæхты къæхты бын куы фæуыдаид, уæд ын æнæ мæлгæ нæ уыд, иннæмæй уыд тъæнджы мæй: хъызтæй бæстæ тъæппытæ хаудта. 
         Фыццаг бæхæй рахызти, фæсвæндаг æрæвæрдта байраджы æмæ йæ бæхты къæхты бынæй мæлæтæй фервæзын кодта.
         Дыккаг барæг рахызты æмæ йæ схъарм кодта. Байраг фервæзти дыккаг мæлæтæй – уазалæй.
         Æртыккаг барæг рахызт æмæ йын бæхы æхсыр бадардта. Байраг фервæзти æртыккаг мæлæтæй.
         Уый фæстæ æртæ барæджы сбыцау сты: кæй сæ у байраг?
         Ехали три всадника. По дороге увидели новорожденного жеребенка. Окажись жеребенок под ногами коней, неминуема бы была гибель, да еще был месяц-студень: все трескалось от мороза.
         Один из всадников сошел и перенес жеребенка из-под ног коней за дорогу. Это первое спасение.
         Другой сошел и подстилку застелил, согрел малыша. Это второе спасение.
         Третий всадник сошел и дал пососать жеребенку его мать. Это было третьим спасением жеребенка от верной смерти.
         После этого всадники стали спорить: кому принадлежит жеребенок?

базынд

отгадка

965.  Нартмæ уыд иу сæныкк-хæрзмыггаг. Нæ йыл фидыдтой æмæ йæ байуæрстой удæгасæй: цыппар лæгæн цыппар къабазы. Уыцы къабæзтæй иу – рахиз раззаг къабаз фæци Сырдоны.
         Сæныкк иухатт уæлхæдзарæй рагæпп кодта, æмæ йæ къабаз, Сырдоны хай чи уыд, уый фæцæф ис. Сырдон æй бабаста хæцъилæй. Сæныкк схуыссыди къонайы цур фæныкыл æмæ йæ къабаз, хæцъилæй баст кæм уыд, уый зынгæй ссыгъд.
         Сæныччы куы фæхъыгдæрдта зынг, уæд балыгъди Созырыхъойы хæдзармæ, кæцы ран уыд хъæмп æфснайд. Сæныкк уым фæмидæг, æмæ хъæмп ссыгъд.
         Уымæй Созырыхъойы хæдзар басыгъд.
         Созырыхъо нæрты адæмæй тæрхонгæнджытæ равзæрста, йæхæдæг та сæрдар уыд.
         Æруынæффæ кодтой æмæ Сырдонæн рахастой тæрхон: Сырдон хъуамæ бафида Созырыхъойы хæдзары аргъ.
         Сырдон уыцы тæрхонимæ не 'сразы æмæ сын цæуылнæ разы кæны, уый бамбарын кодта.
         Нарт æркастысты æмæ Сырдоны сраст кодтой.
         Уæдæ сын цы радзырдта Сырдон, цæмæн æй сраст кодтой?
         У нартов был козленок хорошей породы, из-за которого все время у них были разногласия, и тогда нарты поделили его живьем: четверым нартам по конечности.
Одна часть – правая передняя конечность досталась Сырдону.
         Однажды козленок спрыгнул с крыши сакли и повредил именно ту часть, которая принадлежала Сырдону. Тот заботливо перевязал козленку ногу тряпкой. Козленок прихрамывая пошел и улегся возле костра. Уголек попал на тряпку и она загорелась. Козленок испугался, выбежал и забежал в дом Созырыко. Там хранилась солома и она сразу загорелась.
         В пожаре сгорел весь дом Созырыко.
         Последний собрал всех нартов, выбрал судей из них, а сам был председательствующим.
         Позаседавши, они вынесли решение: Сырдон обязан возместить Созырыко стоимость его дома.
         Однако Сырдон не согласился с таким решением судей и дал тому свои объяснения.
         После этого нарты снова посовещались и оправдали Сырдона.
         Какие доводы привел Сырдон, почему его оправдали?

базынд

отгадка

966.  Иу лæг изæрырдæм хъæдæй æрцæйцыд æмæ йæ рразмæ фæци бирæ барджытае. Бамбæрста цуаны цæуынц уый, фæлæ йæм æгæр бирæ фæкастыты æмæ сæ дзырдæй аивæй алхыскъ кæнын фæнд акодта.
         – Уæ сæдæйæ алкæцыйæн дæр йæ фæндаг раст æмæ уын Æфсати аккаг лæвæрттæ ракæнæд, – загъта хъæддзау барджытæн.
         Иууылдæр ын раарфæ кодтой. Бамбæрстой йын йæ ныхас дæр, æмæ сæ иу фæцырд:
         – Дæу дæр хуыцауы хорзæх уæд, фæлæ сæдæ уæд уаиккам, æмæ цы стæм, иу ахæм ма куы уаиккам, ноджы ма цы стæм, уый æмбис, ноджы цы стæм, уый цыппæрæм хай æмæ ма уыдоны æдде ды дæр немæ куы уаис, уæд.
         Хъæддзау фыццаг фæуыргъуыйау, стæй ныххудт йæ дзыхы дзаг æмæ загъта:
         – Саг амарай ды!
         Уæдæ цал уыдысты æдæппæт цуанæттæ?
         Мужик вечером возвращался из лесу, а ему повстречались всадники. Мужик смекнул, что они идут на охоту, но ему показалось, что их слишком много и решил он намекнуть им об этом.
         – Каждому из вашей сотни прямой дороги, и пусть Афсати наделит каждого из вас достойными дарами, – сказал лесник всадникам.
         Поприветствовали и они его.
         А один поняв упрек лесника ответил:
         – И тебе благосклонность бога, но нас бы сто было тогда, если бы было еще столько, да полстолька, да четверть столька, да и ты бы еще присоединился к нам.
         Лесник сперва смутился, затем громко рассмеялся и сказал:
         – "Да убить тебе оленя!"
         Так сколько было всего охотников?

базынд

отгадка

         Олень у осетин в большом почете. О хорошем, отважном, отчаянном человеке говорят "саг лæг" – букв.: "человек-олень".
         При встрече часто здороваются так: "Дæ бон хорз уа æмæ саг амарай!" – "Доброго дня тебе и убить тебе оленя!" Такое пожелание присутствует и в новогодней колдке "Хæдзаронтæ": "Уæ лæг саг амара!" – "Да убьет ваш хозяин оленя!"
         В данной загадке за смекалку лесник охотнику высказал именно это доброе пожелание.

  * Сæргæндты сыфмæ *